Осень золотая
Занятие по образовательной области «развитие речи и культура речевого общения» в разновозрастной группе (4 -6 лет)
Программные задачи:
средняя подгруппа:
расширять и обобщать представления детей об осени, сезонных изменениях, приметах, осенней погоде; продолжать формировать умения детей отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в умениях составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы, различать близкие по звучанию звуки «з» и «с»; развивать мелкую моторику пальцев через пальчиковую гимнастику, память, мышление, воображение, речь; воспитывать интерес к осенним явлениям, умение любоваться красотой осенней природы.
старшая подгруппа:
систематизировать представления детей об осени, сезонных изменениях, предметах, осенней погоде; продолжать отвечать на вопросы полным предложением; упражнять в умениях составлять описательный рассказ с использованием мнемотаблицы, различать близкие по звучанию звуки «з» и «с»; развивать мелкую моторику пальцев через пальчиковую гимнастику, память, мышление, воображение, речь; воспитывать интерес к осенним явлениям, умение любоваться красотой осенней природы.
Материалы и оборудование: демонстрационные картинки «Осень», контурные рисунки листьев клена и березы, мяч, мнемотаблица, картинки с изображением: лиса, белка, зонтик, береза, листочек клена, божая коровка, аист, мешочек с фишками красного и синего цвета.
Словарная работа: желтеют, моросит, шуршит.
Предварительная работа: наблюдение за изменениями в природе на прогулках, чтение и заучивание стихов об осени, рассматривание иллюстраций, дидактические и настольно – печатные игры на тему «Осень», «Овощи и фрукты», «Одежда» и др.
Ход занятия
Дети становятся в круг.
Воспитатель (В.).
Все ребята встали в круг,
Ты мой друг и я твой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы желаем всем добра.
Доброго утра, доброго дня,
Доброго вечера, доброй ночи,
Потому что, мы добрые очень.
В. Ребята, отгадайте загадки.
Кто приходит с желтой краской,
Листья красит все подряд.
Без иголки и без нитки,
Шьет им праздничный наряд. (осень)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» - спросим.
Нам ответят: «Это…» (осень)
В. Правильно, и мы сегодня будем говорить об осени.
Послушайте стихотворение Е. Трутневой «Осень».
Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах –
Это платье золотое
У березы на плечах.
Утром мы во двор идем –
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетают журавли.
Все летит! Должно быть это
Пролетает наше лето.
Ребята, а какие стихи об осени знаете вы?
Дети по очереди читают стихи.
В. Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат листики. Вы берете красный и желтый листок, и мы играем в игру «Правильные слова». Я буду называть слова, если в слове есть звук (з), вы поднимаете красный листок, а если звук (с) – желтый листок. Давайте попробуем. (забор, самолет, звезда, сумка, заяц, солнышко, замок, собака, сорока)
Молодцы, все справились.
Физкультминутка
«Мы - осенние листочки»
Листочки мы осенние,
На веточках сидим.
(Приседают, обхватив колени руками.)
Дунул ветер – полетели
(Встают, бегают по кругу.)
И на землю тихо сели.
(Приседают.)
Ветер быстро побежал –
Все листочки вверх поднял!
(Бегут по кругу с поднятыми руками.)
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
(Кружатся, приседают.)
В. Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.
Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос.
- листья осенью что делают? – листья осенью желтеют и опадают;
- дождь осенью что делает? – дождь осенью моросит, идет;
-перелетные птицы осенью что делают? – птицы осенью улетают;
- урожай осенью с огорода что делают? – урожай осенью убирают;
- деревья осенью что делают? – деревья осенью роняют листья;
- звери осенью что делают? – звери осенью готовятся к зиме, меняют
шубку.
В. Ребята, а давайте поиграем в игру «Что я делаю осенью?»
Воспитатель предлагает детям выбрать картинки с изображением различных животных, растений, явлений неживой природы и рассказать от имени выбранного героя, что он делает осенью.
Я – белка. Я меняю свою шубку с летней на зимнюю, делаю запасы на зиму в дуплах, в расщелинах коры.
Я – береза. Мои листья желтеют и опадают.
Я – аист. Я улетаю в теплые края.
Я – лист. Я желтею и опадаю на землю.
Я – зонтик. Я укрываю людей от дождя.
Я – лиса. Я меняю свою шубку с летней на зимнюю.
В. Молодцы! Играем дальше. Игра «Осенние вопросы». Я буду бросать мяч, и задавать вопрос, а вы должны отвечать только одним словом «осенний».
День какой? (Осенний.) Погода какая? (Осенняя.) Солнце какое? (Осеннее.) Облако какое? (Осеннее.) Ветер какой? (Осенний.) Дорога какая? (Осенняя.) Небо какое? (Осеннее.) Тучи какие? (Осенние.) Дождь какой? (Осенний.)
В. Молодцы, ребята. Воспитатель обращает внимание детей на доску, на которой развешаны картинки на тему «Осень». А теперь нам нужно составить рассказ про осень по таблице.
Образец: «Наступила осень. Дует сильный ветер. Часто моросит дождь. Редко светит солнце, холодно. День осенью короче, а ночь - длиннее. Листья на деревьях желтеют и опадают. Люди на огороде и в саду собирают урожай. Осенью в лесу много грибов».
2 -3 ребенка составляют рассказ по мнемотаблице.
Пальчиковая игра
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Потирают ладони.
В трубах громко он гудит: Делают хлопки ладонями над головой.
У-у-у. У-у-у.
Поднимает пыль столбом:
Бом-бом-бом. Бом-бом-бом. Топают ногами.
Дует он везде кругом:
Гом-гом-гом. Гом-гом-гом. Хлопают по коленям.
Рассердилась туча злая, Постукивают кулаком о кулак.
И закапал мелкий дождь. Постукивают пальцем одной руки о
ладонь другой руки.
Капля капает за каплей Показывают ладонями чашу слез.
набежало много слез.
Дождь сильнее стал
И ветер сделал вдруг его Показывают ребром ладони
косым. дождь сверху вниз.
Капли вправо, капли влево, Показывают по диагонали
Словно всех косой косил. сверху вниз влево и вправо.
Ливень туча посылает, Ладони двигаются от себя.
И стеной вода течет. Ладони двигаются вниз.
Где бы спрятаться от ливня?
Зонтик нас раскрытый ждет. Показывают зонт руками.
В. Ребята, давайте поиграем в игру «Скажи правильно».
Осенью бывает очень разная погода. Если осенью сыро, то осень…(сырая.) Если осенью часто дует ветер, то осень…(ветреная.) Если осенью тепло, то осень…(теплая.) Если осенью часто идет дождь, то осень…(дождливая.) Если осенью часты туманы, то осень…(туманная.) Если осенью холодно, то осень…(холодная.)
Дети средней подгруппы отправляются за столы и вместе с помощником воспитателя играют в настольно-печатные игры по теме «Осень».
Занятие продолжается с детьми старшей подгруппы.
Игра «Чудесный мешочек»
Воспитатель предлагает детям «чудесный мешочек», в котором лежат красные и синие фишки. Если ребенок вытаскивает красную фишку, он говорит, за что любит осень, если синюю – за что не любит.
Дети средней подгруппы возвращаются на занятие для подведения итога.
В. Ребята, вам понравилось наше занятие? О какой поре года мы с вами говорили? (ответы детей) Какое задание вам понравилось больше всего? (ответы детей) Кто считает, что у него все получилось и ему понравилось – возьмет желтый листок, а если что-то не получилось – коричневый.
Спасибо всем!
раскрыть » / « свернуть