Устойчивое развитие Республики Беларусь требует общенационального согласия и единства белорусского народа, что возможно только на единых идеологических ценностях, которые определяют характер государства, его отношения с обществом, направленность развития, стратегические задачи и пути их достижения.
Центральное место среди этих ценностей занимает воспитание чувства гордости за свой народ, общество, государство и ответственности за время, в которое мы живем. Именно в этом и состоит основное значение идеологии.
Идеологическое воспитание подрастающего поколения -- это возможность создания базиса личности, формирования направленности, определяющей отношение человека к происходящим событиям, культурному и научному наследию, историческим достижениям, понимание человеком себя, своего места в обществе [7, с. 29].
Одним из приоритетных направлений идеологического сопровождения воспитательной работы, проводимой сегодня в учреждениях образования республики, является формирование гражданственности у детей и молодежи как интегративного качества, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным, определяющего сознательное и активное выполнение им гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Проблема воспитания ребенка как гражданина Отечества особенно актуальна в контексте национального и государственного возрождения нашей Родины, формирования национального самосознания и менталитета, становления правового государства и гражданского общества. В решении задачи воспитания детей и молодежи как граждан и патриотов в наши дни призваны сыграть большую роль учреждения образования, располагающие широким спектром педагогических методов и средств, богатым арсеналом воспитательных возможностей для комплексного и целенаправленного формирования гражданско-патриотических качеств личности.
Все основные виды деятельности учащегося могут решать эту задачу. В процессе каждого из них — учения, труда, игры — возможно совершение патриотических поступков, проявление активной гражданской позиции, а следовательно, имеются широкие возможности для формирования устойчивой мотивации гражданско-патриотического поведения на протяжении всего курса обучения в учреждении образования.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает, таким образом, создание условий для формирования у подрастающего поколения гражданско-патриотических качеств личности, уровень сформированности которых является одним из критериев эффективности организации идеологического сопровождения воспитательной работы с учащимися, осуществляемой учреждениями образования. Важнейшим показателем данного критерия наряду с другими являются знание учащимися символики Республики Беларусь, понимание ее роли и значения как концентрированного выражения идеологии государства.
В системе атрибутов государственная символика занимает одно из важнейших мест, является воплощением национальной идеи белорусского государства.
Использование государственной символики позволяет не только сформировать у учащихся уважительное отношение к символам государственной власти, но и способствует патриотическому воспитанию подрастающего поколения в целом, его гражданскому становлению.
Герб, флаг и гимн государства — главные символы независимости, передающие историко-культурное наследие нашего народа, подчеркивающие национальный дух и достоинство белорусских граждан.
Государственный герб Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь, представляет собой зеленый контур Республики Беларусь в золотых лучах солнца над земным шаром. Сверху контура находится пятиконечная красная звезда. Герб обрамляет венок из золотых колосьев, переплетенных справа цветками клевера, слева — льна. Колосья обвиты красно-зеленой лентой, на которой снизу сделана надпись золотом: «Рэспублша Беларусь» (Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г., № 213, г. Минск «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь»).
Государственный флаг Республики Беларусь является символом государственного суверенитета Республики Беларусь. Представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух горизонтально расположенных цветных полос: верхней — красного цвета шириной в 2/3 и нижней — зеленого цвета в 1/3 ширины флага. Около древка вертикально расположен белорусский национальный орнамент красного цвета на белом поле, составляющий 1/9 длины флага. Отношение ширины флага к его длине — 1:2. Флаг крепится на древке (флагштоке), которое окрашивается в золотистый (охра) цвет.
При церемониях и других торжественных мероприятиях Государственный флаг Республики Беларусь используется с наконечником ромбовидной формы с изображением пятиконечной звезды, аналогичной ее изображению на Государственном гербе Республики Беларусь. Наконечники изготавливаются из металла желтого цвета (Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г., № 214, г. Минск «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь»).
Государственный гимн Республики Беларусь является символом государственного суверенитета. Он представляет собой музыкально-поэтическое произведение, которое может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо в других вокальных, либо инструментальных вариантах. При этом могут использоваться звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции. Неполное исполнение гимна допускается лишь в оркестровом исполнении. Государственный гимн Республики Беларусь должен исполняться в соответствии с утвержденным текстом и музыкальной редакцией (нотами).
Государственная символика Республики Беларусь выражает подлинно народные традиции, имеет национальные исторические корни и соответствует современному и перспективному развитию нашей Родины. Государственные символы основаны на героической и полной драматизма истории белорусского народа и своим художественным совершенством нацелены в будущее нашей нации [2, с. 4—6].
Нынешняя государственная символика Республики Беларусь получила одобрение на всенародном референдуме, по результатам которого Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко 7 июня 1995 г. подписал два указа: № 213 «Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь» и № 214 «Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Беларусь».
Данные указы определили понятия Государственного герба и Государственного флага Республики Беларусь, дали их описание и регламентировали изготовление и использование. В отдельных пунктах данных указов подчеркивается, что лица, оскверняющие Государственный герб и Государственный флаг, несут ответственность в соответствии я законами республики [3, 4].
Государственный герб и Государственный флаг нашей Родины воплощают ее общественный и политический строй — демократический, нацеленный на развитие и процветание страны, обеспечение достойных условий для жизни каждого гражданина. Государственные символы Беларуси отражают также основополагающую идею равенства всех граждан республики независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности.
Герб и флаг нашей республики наделены яркими чертами, которые сразу напоминают о нашей родной стране. Они легко узнаваемы среди всех государственных символов мирового сообщества, с помощью простых и понятных средств отражают славную историю народа Беларуси и его многовековые традиции.
Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.
Основной конструкцией композиции являются изображения земли и восходящего солнца. Это два слоя символов жизни. Первый — Земля — основа всего живого. Второй — Солнце — древний космический символ, использовавшийся многими народами на протяжении тысячелетий и означавший божество, источник жизни, жизненную силу.
Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Республики Беларусь, как бы согревают ее, несут тепло, жизнь, радость. Очертания границ Беларуси, наложенные на солнечные лучи, составляют центр композиции герба.
Солнечные лучи являются одновременно связующим звеном между изображением Беларуси и земного шара. Здесь также заложен глубокий смысл. С одной стороны, Беларусь не нивелируется, не растворяется, а проявляется как самостоятельное, суверенное государство — вынесенные вверх контуры Республики Беларусь как бы выделяют ее в мировом сообществе и этим подчеркивают ее значимость. С другой стороны, лучи символизируют связь Беларуси с мировым сообществом, указывают, что наша страна не возвышается над мировым объединением народов, а органически вливается в него.
Контур Беларуси в центре символизирует суверенитет, территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.
Пятиконечная звезда — пентаграмма на гербе — один из древнейших символов человечества — выступает как символ вечности, счастья, лучшей жизни, верного пути и высоких стремлений, а также является символом охраны, безопасности. Таким образом, звезда в вершине герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, соответствуя менталитету Беларуси. Кроме того, пятиконечные лучи звездочки на гербе символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это еще раз подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.
Изображения земли и солнца отражают древние традиции белорусов, которые в дохристианские времена поклонялись матери-
Земле и Солнцу с целой плеядой его богов — Даждьбогом, Ярилой, Хорсом. Земля ассоциировалась у предков с богиней-матерью, а восходящее утреннее солнце — с мальчиком, младенцем. Так эти образы перекликаются и с центральными символами христианства.
Символы земли и солнца несут и глубоко современный смысл, отражая надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле. Солнце, Земля, Родина, Безопасность, Справедливость, Гуманизм — все это исходные духовные понятия, которые наполняют жизнь смыслом и свойственны белорусам.
Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба -венке из спелых и ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.
Пышно украшенный дожиночный сноп в старину ставился в главный — красный — угол славянского жилища. Он олицетворял собой совместное произведение творческой силы природы, плодородной земли, ласкового солнца и человеческого труда. Венок издревле также являлся символом славы, чести, величия, знаком связи между потомками и предками, недаром именно венками чествуют героев в самых разных странах, венками же провожают в последний путь своих близких и поминают их в День памяти.
Состав венка в гербе не случаен. Все его элементы символизируют труд и богатство. Рожь была основной зерновой культурой древней и средневековой Беларуси, и сегодня ее значение огромно. Вместе с тем сельское хозяйство издавна имело не только зерновое, но и животноводческое направление, важное значение приобретало выращивание технических культур. Рожь, клевер и лен — традиционные составляющие нашего сельского хозяйства.
Основные черты Государственного флага — красная, зеленая и украшенная орнаментом белая полоса — также имеют исторические и национальные корни. Зеленый, красный и белый цвета белорусского флага обусловлены как исторически, так и мировоззренчески, связаны с духовными истоками народа.
Красный цвет издавна символизирует солнце — главный источник энергии, питающий все жизненные процессы на земле. Вместе с тем красный цвет — олицетворение воли, зрелости, мужества, благородства, власти, солидарности в борьбе за высочайшие идеалы человечества
Красный цвет на нашем флаге — это цвет победоносных штандартов грюнвальдской победы белорусских полков над крестоносцами. Это цвет знамен дивизий Красной Армии и белорусских партизанских бригад, освобождавших нашу землю от фашистских оккупантов.
Зеленый цвет — это символ Природы, веры в ее неисчерпаемую силу, цвет растительности, которая является основой всего живого. Вместе с тем это — символ молодости и энергии, надежды, весны и возрождения. Для белорусского народа, исторически сформировавшегося среди лесов и полей, рек и озер, из глубин веков сохранившего традиционную любовь к природе, зеленый цвет, цвет щедрости, доброты, созидания и трудолюбия, является естественным и органичным.
Белый цвет — воплощение безгрешности и духовной чистоты, надежды на благополучное развитие судьбы. Это цвет примирения, веры и святости, цвет мудрости и знаний.
Важнейшая особенность и своеобразие Государственного флага Республики Беларусь — использование национального орнамента как элемента государственной символики. Это необычайно редкий элемент — орнаментальность, несмотря на то, что орнамент с древних пор (до герба и флага) был характерным знаком или отличительной чертой всех культурных народов, украшал и помечал жилище, утварь, одежду, оружие, товары, культовые вещи и сооружения и т. д. Мастерство орнамента, независимо от сферы его применения, материала и тематики, было и остается важнейшей чертой белорусской национальной культуры. Орнамент на белорусском флаге прямо и непосредственно свидетельствует об этнической принадлежности, указывает на древнее происхождение белорусского народа, на традиции добросовестного труда и строгого порядка.
В основу орнамента на Государственном флаге положен узор «Восходящее солнце», вытканный на полотенце в 1917 году крестьянкой деревни Костелище Сенненского района Матреной Маркевич. В орнаменте флага использованы символы земледелия — ромбы, древнейшие графические вариации которых известны археологам по находкам на территории Беларуси.
Центральное место на узоре флага занимает вытянутый по вертикали ромб, от которого сверху и снизу отходят загнутые линии, напоминающие рога. Такой ромб с крючками был известен уже в эпоху палеолита. На протяжении тысячелетий он воплощал материнское, женское начало и связанную с ним идею плодородия земли, ее созидательную силу, а также магическую силу труда. Этот узор широко использовали наши предки.
В центре главного ромба — две крестообразно пересеченные линии с четырьмя точками между ними. У древних земледельцев ромб с такой фигурой символизировал засеянное поле. Его также трактуют как ключ к счастью, магическое пожелание благоприятного развития событий. Добавим, что ромб с крестом — еще более древний, солярный знак, т. е. символ Солнца. У белорусских вышивальщиц орнамент такого типа назывался «сонейка» и символизировал восходящее красное солнце.
Попарно соединенные ромбы вверху и внизу орнамента символизируют идею продолжения жизни, возобновляющихся хлебов. Между ними и центральной фигурой проходят линии из четырех прямоугольников с черточками, отходящими от всех сторон. Это — так называемые вотивные знаки, обозначающие посвящение богам, пожелание, чтобы сбылось все, чего просит человек. Весь узор пронизывает идея добра, надежды на лучшее, пожелание плодородия и грядущего расцвета.
На Государственном флаге орнамент красного цвета размещен на белом фоне. Такое сочетание соответствует традициям белорусского орнаментального искусства, в котором, как правило, на белую основу наносится цветной (чаще всего красный) узор.
Белая основа также несет свое символическое послание: издревле белый цвет связывался со светом полуденного солнца, символизировал чистоту, непорочность, гостеприимство, согласие, свободу. Он перекликается и с названием нашей страны — Белая Русь.
Таким образом, три полосы Государственного флага — горизонтальные красная и зеленая, вертикальная белая с красным орнаментом - - несут пожелание добра, успеха и процветания всем гражданам Беларуси и всем народам Земли.
Государственные символы Республики Беларусь прошли долгий путь становления, развития и утверждения. В них бережно сохранены черты, отражающие мирные, созидательные цели белорусского народа и государства. Герб и флаг нашей страны — символы жизнестойкости, трудолюбия и надежд на счастливое будущее.
Атрибуты государственной символики используются для оформления уголков государственной символики: в фойе, актовом зале, административных помещениях, в учебных кабинетах, при проведении торжественных церемоний, посвященных государственным праздникам Республики Беларусь, различных мероприятий учреждения
образования (День знаний, чествование ветеранов Великой Отечественной войны, спортивно-массовые и военно-патриотические мероприятия, воспитательные часы и др.), а в рабочих кабинетах руководителей учреждений образования, актовых залах размещаются портреты Президента Республики Беларусь.
Использование государственной символики на уроках и внеклассных мероприятиях позволяет постепенно и поэтапно приобщать школьников к основам идеологии нашего государства, формировать чувство любви и уважения к Родине, гордости за ее достижения, чувство ответственности за развитие и процветание, способствует формированию активной гражданской позиции.
Государственный герб, Государственный флаг отражают историю происхождения государства, его структуру, национальные и иные традиции, особенности экономики, природы. Государственный гимн в своей музыке и тексте выражает идеологические устои государства, его историю и устройство, цели и принципы.
В каждом элементе государственной символики нашей страны заложен глубочайший смысл, который необходимо довести до сознания учащихся. Идеи, заключенные в государственной символике, составляют тот потенциал, который при активном использовании его в ходе учебно-воспитательного процесса помогает пробуждать у учащихся и студентов чувство гордости за свою страну. Использование государственных символов придает воспитательным мероприятиям особую торжественность, эмоциональность, романтику, способствует идейному и организационному сплочению детского коллектива. .
В качестве эмблем государственной власти используются условные обозначения, рассчитанные на непосредственное эмоциональное восприятие, которому способствует продуманное графическое, цветовое, пространственное (рельефный макет герба) решение условных изображений, музыкальное оформление и словесное выражение (гимн), а также система ритуалов.
Государственные символы оказывают особенно благотворное влияние на эмоции, связанные с гражданским, правовым и нравственным самосознанием учащихся, их патриотическими взглядами и убеждениями. Это влияние наиболее действенно в педагогически организованных ситуациях. Формируемый в таких ситуациях эмоциональный фон благоприятствует усвоению содержания символики и становлению соответствующего оценочного отношения к ней.
Важным с воспитательных позиций свойством символов является их синтетический смысл. Государственные символы Республики Беларусь представляют собой нерасторжимое единство компонентов, которые рассматриваются с учетом целой системы существующих между ними связей. Такой подход к использованию государственной символики делает возможным комплексное освоение учащимися содержащегося в эмблемах государственной власти нравственного, правового и идеологического смысла.
Сегодня работа специалистов учреждений образования по пропаганде государственной символики среди учащихся осуществляется не с чистого листа, она имеет прочный фундамент в виде накопленного ранее позитивного педагогического опыта. Добавим, что государственная символика Республики Беларусь играет большую роль не только в воспитании, но и в обучении. Здесь на первый план выступают такие свойства эмблем государственной власти, как обобщенность и наглядность.
Учителя начальных классов могут использовать большой потенциал уроков белорусского языка и литературы, курса «Мая Радз1ма — Беларусь», уроков музыки и пения, различных внеклассных мероприятий.
Младший школьный возраст — это благоприятный период для развития лучших качеств личности ребенка. Характерная потребность детей этого возраста — жажда познавать мир, творить в соответствии с индивидуальными интересами и способностями -способствует вовлечению их в продуктивную познавательную деятельность как активных субъектов педагогического процесса, обеспечивает их развитие. Целесообразно создание условий для выражения детьми собственной эмоционально-нравственной оценки явлений общественной жизни, постепенного обучения их основам ведения дискуссии. В процессе воспитательной работы с младшими школьниками следует создавать педагогически целесообразные условия для выражения ребенком чувств, культивировать в детских душах доброту, милосердие, порядочность, чувство собственного достоинства, на основе которых формируются любовь и уважение к окружающим людям, самому себе, Родине.
Работа по ознакомлению младших школьников с государственной символикой, проводимая в общем контексте формирования начал гражданской, политической культуры, должна осуществляться с учетом их возрастных особенностей лишь на номинальном уровне, когда дети наряду с пониманием значения основных поня-
тий, характеризующих политическое устройство нашей страны, таких, как «Президент», «демократия», «Национальное собрание Республики Беларусь», «депутат», «выборы» и др., постепенно постигают роль и значение деятельности Главы государства, усваивают смысл и историю создания государственных символов, учатся с уважением к ним относиться.
Важнейшими педагогическими задачами в работе с учащимися подросткового возраста являются: обеспечение разнообразия содержания, форм и методов воспитательного взаимодействия, информационной новизны и актуальности изучаемого на уроках и во внеклассной работе материала; создание условий для активного постижения школьниками его содержания через игру, драматизацию, дискуссию, ценностно-ориентированную, коллективно-творческую, поисково-исследовательскую деятельность и др.; использование в процессе приобщения учащихся к содержанию государственной символики всех возможных источников: научной, научно-популярной и художественной литературы, искусства; личного жизненного опыта отдельных подростков и коллектива школьников; воспитательных возможностей специалистов в изучаемой области.
Школьники 14—15 лет не только обладают необходимым для глубокого осмысления символики объемом знаний и представлений о жизни общества, сущности морали и права, но и имеют уже достаточно высокий уровень общего, политического, нравственного и правового развития. Учащиеся этой возрастной группы в процессе накопления социального опыта начинают воспринимать знакомые с детства символы государства с качественно новой точки зрения, что обусловлено повышением уровня общественных, в том числе и правовых, требований, предъявляемых к взрослеющему школьнику, расширением круга его прав и обязанностей.
Новой, по сравнению с более ранними этапами обучения, является возникающая теперь проблема раскрытия правового смысла символов государства. Как показывает анализ педагогического опыта, предусмотренные учебным планом предметы и сложившаяся практика воспитательной работы открывают большие возможности применения символов государства в педагогическом процессе. Особенно велика роль уроков «Человек. Общество. Государство», истории, географии, литературы и др., а также различных внеучебных мероприятий, направленных на стимулирование нравственного, идейно-политического, правового развития учащихся [14, с. 11].
В работе со старшеклассниками необходимо учитывать, что они уже не только глубоко анализируют изучаемые общественные процессы и явления, но и стремятся осмыслить свое собственное место в мире, пытаются определить, какую пользу могут принести Отчизне. В юности открытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с познанием социального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессе самоанализа, рефлексии вопросы у юноши в отличие от подростка чаще носят мировоззренческий характер, становятся элементами социально-нравственного или личностного самоопределения. Юношеский возраст является, таким образом, сензитивным, одним из самых благоприятных периодов в становлении личности человека, в формировании его мировоззрения, определенной жизненной стратегии, что является важнейшей предпосылкой развития гражданско-патриотических качеств, формирования активной гражданской позиции, сознательной мотивации патриотических поступков.
Фундаментом ценностного самоопределения юношей и девушек является нравственная деятельность и общение, основанные на общечеловеческих, гуманистических ценностях. Поэтому так важно создание в учреждении образования ценностно-ориентированного, ценностно-поискового пространства, вовлечение учащихся в социально значимую деятельность, способствующую формированию у подрастающего поколения мировоззрения, отражающего идеалы белорусского общества и государства, его политический и экономический уклад.
Важнейшим условием эффективности деятельности специалистов учреждений образования по решению данной задачи является использование методик и технологий ценностно-ориентированной, ценностно-поисковой деятельности (деловая, ролевая игра, турнир ораторов, диспут, лекция-рассуждение, сократовская беседа, ток-шоу, эстафета мнений, открытая кафедра, открытый микрофон, философский стол, сочинение(эссе)-размышление, технология «духовного странничества» (приобщение к духовным мирам, ценностным сознаниям выдающихся людей и др.).
Использование государственных символов, атрибутов и ритуалов в учебных заведениях при проведении торжественных мероприятий, собраний, линеек к знаменательным датам и государственным праздникам, при проведении внеклассных мероприятий, формирование у школьников уважения к государственным символам как воплощению национальной идеи белорусского общества, к личности
Главы государства — Президента Республики Беларусь как олицетворению единства нации, обеспечивающего политическую и экономическую стабильность страны, является важнейшим условием эффективности идеологической работы, проводимой в учреждениях образования в современных условиях.
Список использованной литературы
- Доклад Президента А. Г. Лукашенко на постоянно действующем
семинаре руководящих работников республиканских и местных государ
ственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы
«Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный идеологи
ческий фундамент» // Настаунщкая газета. 2003. 28 марта.
- Из выступления Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко
на встрече с победителями и призерами конкурса на лучший поясни
тельный текст к Государственному гербу Республики Беларусь и Госу
дарственному флагу Республики Беларусь / Герб и флаг Белорусской дер
жавы / Сост. Э. М. Скобелев. Мн.: Полымя, 1997.
- Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 213
«Об утверждении эталона Государственного герба Республики Беларусь
и Положения о Государственном гербе Республики Беларусь».
[Изменения и дополнения:
- Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 462
(Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Мини
стров Республики Беларусь, 1995 г., № 32, ст. 782) <Р39500462>;
- Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 231
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г.,
№ 33, 1/291) <Р39900231>;
Указ Президента Республики Беларусь от 28 июня 2000 г. № 357 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., № 66, 1/1414) <Р30000357>]
4. Указ Президента Республики Беларусь от 7 июня 1995 г. № 214
«Об утверждении Положения о Государственном флаге Республики Бела
русь».
[Изменения и дополнения:
- Указ Президента Республики Беларусь от 14 ноября 1995 г. № 462
(Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Минист
ров Республики Беларусь, 1995 г., № 32, ст. 782) <Р39500462>;
- Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 1996 г. № 27
(Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Минист
ров Республики Беларусь, 1996 г., № 2, ст. 35) <Р39600027>;
- Указ Президента Республики Беларусь от 23 апреля 1999 г. № 231
(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г.,
№ 33, 1/291) <Р39900231>;]
раскрыть » / « свернуть